Друзья, на нашем сайте открывается новая рубрика «Наши в Чехии». Мы будем разговаривать с теми, кто родился и вырос в СССР, а сейчас живёт в Чехии. И не просто живёт, а живёт и успешен…
Наш первый гость — руководитель компании «SVAZ SERVICE s.r.o.» Александр К. Его бизнес — прокат автомобилей.
Здравствуйте, Александр! С наступившим Новым годом! Как встретили зимние праздники — по-чешски или «по-нашему»?
Добрый день! Спасибо за поздравления! В свою очередь, примите и мои поздравления и самые наилучшие пожелания в наступившем году!
Зимние праздники отметили, конечно же, «по-нашему». У нас ведь принято встречать Новый год в семейном кругу или с близкими друзьями. Этот — не стал исключением. Нас пригласили встретить Новый год наши близкие друзья. Сначала проводили старый год и встретили новый по московскому времени, затем по украинскому (наши друзья семья Гончаровых из Одессы), а потом еще и по пражскому.
Бизнес-процессы у вас непрерывные. В праздники от работы отдохнуть удаётся? Или в одной руке шампанское, а в другой телефон?
Вообще-то, для нас, автопрокатчиков, новогодние праздники — это пик активности на работе. По степени загруженности, пожалуй, можно сравнить только с «майскими». В такие периоды «длинных» выходных или каникул наши туристы стараются использовать время максимально эффективно для получения новых впечатлений, посмотреть как можно больше интересных мест и т.д.
То есть взять в Праге в аренду автомобиль в это время непросто?
Бронирование машин начинается за несколько месяцев до интересующих автотуристов дней. Большей частью это туристы, так сказать, со стажем, то есть имеющие опыт таких путешествий и знающие, что для получения нужной для них машины — лучше сделать это заранее.
Расскажите, как оказались в Чехии?
Можно сказать, что случайно. Шесть лет назад мыслей про эмиграцию не было. Было предложение моего товарища по армейской службе составить ему «компанию» и подать документы для получения чешской деловой визы. На тот момент у меня в Москве была частная фирма и меня, в общем то, все устраивало.
После недолгих раздумий, я дал свое согласие и мы зарегистрировали в Праге предприятие. Чем будем заниматься в Праге мы еще не знали. Также была мысль, что это может пригодиться в дальнейшем для получения моими детьми европейского образования.
Наряду с Чехией мы рассматривали еще несколько вариантов. Но взвесив все «ЗА» и «ПРОТИВ», остановили свой выбор именно на Чешской Республике. Из аргументов «ЗА» были такие, как мягкий климат, безопасность, достаточно высокий уровень медицинского обслуживания (в этом я убедился на личном примере чуть позже), бесплатное образование, включая, высшее.
Со временем к этому списку добавились и внятные правила ведения бизнеса, и почти полное отсутствие коррупции, и отсутствие агрессии где бы то ни было (дорога, общественный транспорт, улица), ну и близость наших менталитетов. Чехи хоть и западные, но славяне. Так что о своем решении я не пожалел. Дети достаточно быстро освоили язык, сейчас продолжают учебу в чешских образовательных учреждениях.
Поподробнее поговорим о бизнесе — вы приехали в Чехию с готовой бизнес-идеей или она родилась на месте?
Готовой бизнес-идеи не было. Я попытался сначала нострифицировать свой диплом юриста. Но так как я учился еще в советские времена, из-за разницы в учебных программах мне этого сделать не удалось. Как-то воспользовался услугами одного пражского автопроката для поездки в Германию. Решил присмотреться к этому бизнесу.
Водительский стаж у меня большой, машины люблю. После изучения использовал сначала свой личный автомобиль, затем купил еще две машины, но уже оформил их на компанию. Для выхода на пражский рынок автопроката решил использовать автомобили MINI. Уж очень симпатичными они мне показались, к тому же выпускаются под брендом БМВ. А это, соответственно, имя и качество. Сейчас в моем автопрокате 10 автомобилей MINI и несколько автомобилей LEXUS и TOYOTA . Последние тоже не случайно оказались в прокате — надежные, «рабочие лошадки». В течении февраля появятся еще два Лексуса.
В нашем деле, как и в любом бизнесе, есть свои плюсы и минусы. Для неискушенного читателя может показаться, что чего проще — купил машины и сдаешь их. Машины «бегают», деньги идут. Но не все так просто. Машины надо вовремя обслуживать, с каждым клиентом нужно найти общий язык, постоянно нужно быть готовым к любым неожиданностям (тут и поломки в пути, ДТП, нарушения правил дорожного движения, парковки и т.д. и т.п.). Выходных, как таковых, нет. Рабочий день не нормирован.
В какой момент вы поняли, что дело пошло и здесь вы всегда заработаете себе на хлеб и масло?
Через полгода работы. Сейчас я знаю, что надо еще улучшить, что подправить, а это значит, что есть куда расти и развиваться. Есть определенные планы, связанные с расширением автопарка и, соответственно, расширением спектра услуг.
Где хранятся Ваши машины, как и кем обслуживаются?
Все автомобили находятся в пункте приема-выдачи машин. Он расположен недалеко от центра города в элитном жилом комплексе «Central Park Praha». Этот комплекс имеет трехуровневый подземный паркинг, где круглый год поддерживается идеальная чистота и температура в 20 градусов тепла.
Техническое обслуживание осуществляет наш партнер — дилерский центр БМВ «BMW Krotil». Обслуживаться в фирменном техцентре дороговато, но оно того стоит. Речь ведь идет о безопасности наших клиентов и других участников дорожного движения. Экономия в данном случае неуместна.
Конкуренты давят? Много ли русских среди них? Куда движется чешский рынок аренды машин?
Число автопрокатов растет с каждым годом. На место одного убывшего приходят двое. Это нормально. Из-за высокой конкуренции снижаются цены, растет качество обслуживания. Без этого не выжить. Это и есть рынок.
На чем самому комфортно ездить?
По Праге — на общественном транспорте. Чехи по праву гордятся этим. Все виды общественного транспорта, будь то трамвай, метро или автобус, придерживаются точного расписания. Месячный проездной на все виды общественного транспорта стоит всего 550 крон (около 800 рублей) и катайся себе хоть круглые сутки.
Что думаете о Шкоде?
Отличный, надежный и экономичный автомобиль, но без «изюминки».
Как вас находят клиенты? Машины заказывают уже будучи в Праге или перед поездкой бронируют?
Вариантов несколько. Интернет, рекомендации, офис. По интернету приходят заявки на бронирование от самых искушенных автопутешественников. Они заранее уже знают, какой им нужен автомобиль, на какой срок и куда они поедут. По рекомендации, обычно, обращаются люди, которые привыкли к определенному уровню сервиса и для них очень важно, что кто-то уже пользовался нашими услугами и остался доволен. Третья категория, это, так сказать, «случайные» автотуристы. К ним решение об аренде авто приходит спонтанно, обычно по приходу в инфоцентр, где у нас офис. Последние берут в аренду машину на один-два, реже 3 дня, чтобы заполнить пробел между купленными экскурсиями. Среди них много таких, кто впервые решается прокатиться по Европе. Получив полезный опыт и положительные эмоции, переходят в разряд убежденных автопутешественников.
Наверняка есть статистика — куда предпочитают ездить наши автотуристы, по Чехии или в соседние страны? Какие направления особенно популярны? Часто ли просят посоветовать маршрут?
У Чехии для автотуризма очень выгодное географическое расположение. Я бы сказал, идеальное. По собственным наблюдениям туристы берут машины в прокат для изучения провинциальной Чехии, осмотра замков (коих тут великое множество), поездок в соседние Германию, Австрию.
Наиболее «смелые» едут в Италию, Францию, Венгрию. Учитывая отсутствие границ, как таковых, отличные дороги, развитую инфраструктуру автобанов, отсутствие полицейского произвола, схожесть ПДД, автопутешествие становится приятным, познавательным и увлекательным приключением.
Часто задают вопросы о том, куда съездить. Конечно же даем советы и рекомендации.
Туристы, многие из которых у себя дома опытные водители, боятся садиться за руль за границей — как бы чего ни случилось в чужой стране на незнакомой дороге, ведь там и права и правила движения, наверное, другие и с инспектором не договоришься?
Эти опасения понятны и объяснимы. По собственному опыту скажу, что страх пропадает в первый же день нахождения за рулем. Отличные дороги, дорожные знаки такие же, как в России, правила, в основном, тоже такие же. Об имеющихся немногих отличиях инструктируем перед выездом каждого автотуриста. Полицейских на дорогах практически нет. Нет агрессии на дорогах со стороны других участников дорожного движения. Если надо перестроиться — всегда пропустят, надо подождать — подождут.
Конечно, ДТП случаются и здесь. Но страховщики и полицейские приезжают быстро. Необходимые документы заполняют без проволочек. Практически все полицейские владеют английским языком. Применительно к нашему автопрокату скажу, что в таких случаях мы не оставляем клиента «один на один» с данной ситуацией. При наступлении скажем, нестандартной, ситуации, всегда можно связаться с нашим диспетчеров и получить помощь и руководство к действию. Это и есть техподдержка 24 часа в сутки. Сделать автопутешествие комфортным и безопасным — основная наша задача.
Из необходимых документов для аренды автомобиля назову загранпаспорт, водительское удостоверение. Что касается последнего, то скажу следующее. Достаточно иметь любое действующее водительское удостоверение. Хорошо бы иметь международное водительское удостоверение, выдаваемое к загранпаспорту, но это пока не является обязательным условием.
А со своими страхами как боретесь? Наверное, каждый раз страшно отдавать авто клиенту?
Назовем это не страхом, а беспокойством. И беспокойством не за машину (она застрахована), а за клиента. И это беспокойство уходит только по возвращении автомобиля в гараж.
Часто ли приходится оплачивать штрафы за чужие нарушения?
К счастью, пока особых проблем не возникало. Естественно, нарушения были. И связаны они, в основном, с нарушениями скоростного режима и правилами парковки. Факт нарушения фиксируется видеокамерой. Полицейский протокол приходит по электронной почте на адрес автопроката. При обоюдном стремлении (автопрокат-автотурист) к разрешению таких ситуаций проблема решается быстро. Случаев отказа автотуриста от оплаты таких нарушений в моей практике еще не было. В противном случае мы вынуждены передавать сведения о нарушителе в полицию, а это, в свою очередь, чревато закрытием въезда в Шенген виновного автотуриста.
Чешский и русский водитель — если разница?
Наш водитель, попадая в местную атмосферу, несколько преображается. Как правило, становится таким же вежливым и законопослушным, как и остальные окружающие его автолюбители.
Случались ли у клиентов казусы?
Забавный случай был у меня самого. И связан он был с общением с местным полицейским. Где-то через полгода после моего переезда в Чехию я ехал на автомобиле, только что купленном в Германии по пригороду Праги. На одном из перекрестков меня остановил полицейский патруль. Видя, что за рулем иностранец, полицейский поинтересовался, на каком языке мне удобнее общаться с ним, чешском или английском. Так как чешский язык был только на начальной стадии изучения, а английский в рамках обычной общеобразовательной школы (читаю и перевожу со словарем), я набравшись наглости предложил общение на русском языке. Полицейский ответил, что к сожалению, русского языка он не знает ввиду того, что в школе учился после 1992 года. До этого времени русский язык был в числе обязательных предметов для изучения в школе.
Общими усилиями мне удалось выяснить, что причиной остановки было отсутствие ближнего света на моем авто при движении, что является нарушением ПДД. После устранения данного нарушения и без правовых последствий в виде штрафа я смог продолжить движение. При этом полицейский даже не стал проверять мои личные документы (паспорт, права) и документы на машину. Кстати, на бортах машин чешской полиции написано «ПОМОГАТЬ И ОХРАНЯТЬ». Думаю, этим в своей работе они и руководствуются.
На сколько процентов верно утверждение, что все наши соотечественники, живущие в Чехии зарабатывают на наших же туристах?
Сложно утверждать в процентах. Этим, наверное, должна заниматься статистика. Скажу так — большинство. И это нормально. В этом нет ничего плохого. Возьмем, к примеру, автопрокат. Удобнее же нашему туристу общаться с представителем проката на родном языке. Турист может получить исчерпывающие ответы на все интересующие его вопросы. Мы, зная ментальность и привычки нашего человека, обращаем внимание его на те или иные отличительные черты или особенности. Будь то правила парковки или дорожная разметка.
Родину навещаете?
Бываю, по мере необходимости, 1—2 раза в год. Встречаюсь, конечно же, с родственниками и друзьями.
А вообще, путешествовать удаётся?
Удается, может быть не так часто, как хотелось бы. Есть несколько любимых мест. Среди них Австрийские Альпы и Тоскана.
Вы верите в Бога?
Да.
Беседовал: Афанасий Неимоверный
Оформите туристическую страховку не выходя из дома!
cherehapa.ru
Страховой полис придёт вам на почту.
Его останется только распечатать.
Оформить за 7 минут →
Мы подобрали для вас интересные экскурсии
Также вы можете вступить в наши группы в социальных сетях: ВКонтакте и Одноклассники.
Ну, и не забывайте ставить нам лайки, кликая на кнопочкам слева.